120 лет назад, 14 июля 1896 года в Нижнем Новгороде был показан показан публике первый
русский автомобиль, созданный руками изобретателей
Это произошло в ходе грандиозной промышленной и художественной выставки, затмившей «широтой размаха»
парижские. Позднее она послужила прототипом для всем известной советской ВДНХ.
Понимаете теперь почему первые автомобили называли «самобеглыми колясками»? И в самом деле — с виду только лошадь остаётся запрячь. Но это же первый автомобиль, который делали люди, ранее ничего кроме конных экипажей не видевшие. И понимание того, что автомобиль — всё же несколько иное транспортное средство и должен выглядеть по-другому придёт позднее.
Двигатель и трансмиссия машины были изготовлены на заводе Евгения Яковлева, а корпус, ходовая
часть и колеса фабрикой Петра Фрезе (оба фабриканта были многогранными личностями и скорее на
первом месте — новаторами и изобретателями). Впоследствии разработки Яковлева-Фрезе легли в
основу первых серийных русских машин марки «Руссо-Балт» — именно этой фирме Фрезе продал свою фабрику в 1910 году.
Яковлев и вовсе скончался два года спустя после Нижегородской выставки, и чертежей самой
«самобеглой коляски» двух инженеров, увы, не сохранилось. Неизвестно даже сколько именно таких машин
им удалось собрать и кому они достались, известно лишь что запас бензина позволял машине ехать около 10 часов,
на ней использовался простейший карбюратор испарительного типа, коробка передач напоминала «бенцевскую»,
а тормозов уже было два — ножной и ручной. Отреставрированная копия машины Яковлева-Фрезе сегодня
хранится в экспозиции Политехнического музея Москвы.